Для начала придется сослаться на скучные научные термины и факты, но это будет недолго. Существует ген и фермент COMT (катехол-О-метилтрансфераза), отвечающий за своевременное разрушение в организме дофамина, адреналина и норадреналина, болевые ощущения, регулирование поведения, способность к обучаемости и метаболизм эстрогенов. Это сложный биохимический процесс, открытый еще в 1957г.
Как и любой сложный процесс в нашем организме, подверженный мутациям, среди нас нередко встречаются люди с полиморфизмом этого гена, что ведет к специфическому влиянию на дофамин и другие гормоны и процессы. То есть, при нарушении работы этого гена не происходит полного распада, в частности, дофамина в префронтальной коре, как и норадреналина. И это уже совсем другое внешнее проявление человека в поведении и в реакциях в отличие от обладателя исправно работающего гена. Вариации генотипа могут быть разными:
Таким образом, если у вас генотип А/А, то у вас будет самый высокий уровень дофамина, а у G/G — самый низкий уровень дофамина, G/A где-то посередине. А дофамин при этом влияет и на когнитивные способности. Давайте посмотрим в реальности, как проявляются эти варианты и при чем здесь СДВГ.
Аллель GG дает человеку стрессоустойчивость, степенность, разумность и выдержку в поведении, хорошие тормозные реакции (сначала подумать, потом сделать). Но из-за быстрого распада дофамина и адреналина таким людям сложно устойчиво радость и они склонны к депрессиям. Да, с ними надежно, но им самим требуется своеобразное подтверждение того, почему жизнь может быть прекрасна. Их биохимия довольно быстро перерабатывает соответствующие стимулы и может требоваться дополнительная стимуляция для радости (зависимости). Существует также риск лишнего веса и пониженного обмена веществ.
Аллель AG — гетерозиготная золотая середина и большинство людей находятся именно в этом профиле. Средний уровень стрессоустойчивости, импульсивности, храбрости, осторожности. Удовольствие от жизни вполне доступно, но уже есть эмоциональные качели и драмы.
Аллель AA как вы понимаете и есть самый сложный вид поломки, при котором у человека все происходит бурно, быстро, тормоза не работают или запаздывают, высокая чувствительность к боли, быстрое возбуждение каким-то стимулом, идеей или обидой и долгое психоэмоциональное восстановление после этого. Много радости от жизни, от происходящего, но она в меньшей степени моральная (спокойная), чем биохимическая. Повышенная тревожность, нарушение концентрации внимания и памяти. Невозможность полностью освобождаться от норадреналина ведет к нарушению внимания, а избыток дофамина влияет на импульсивное поведение и затрудненное торможение. Также избыток дофамина гасит серотонин, отвечающий за состояние покоя и устойчивости. Причем у мужчин будет в большей степени развиваться ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), а у женщин тревожность.
Узнаете в последнем абзаце описание симптомов при СДВГ? Но определенная степень проявлений будет уже и на втором уровне гетерозиготной золотой середины. Также нарушения работы гена COMT ведут к эстрогендоминированию, повышенному риску рака молочных желез.
Безусловно, нарушения в работе гена COMT являются не единственной причиной развития СДВГ, на это могут повлиять нарушения в работе ЦНС (гипоксия в родах, например). При этом на негативное развитие гиперактивности влияют отношения внутри семьи, социальное окружение, низкий материальный уровень (труднодоступность адекватной терапии), негативное воздействие окружающей среды и плохого питания, агрессивные воспитательные стратегии, собственный пример родителей, несправляющихся со своей симптоматикой.
Но если есть подозрения или уже диагноз, то необходимо знать, является ли это последствием нарушения работы данного гена, так как от этого будет зависеть и соответствующая коррекция.
Поломка гена, как вы понимаете, это пожизненное состояние, с которым приходится жить и заботиться о качестве своего здоровья. То есть, СДВГ, вызванный генетическими факторами не излечивается, но компенсируется:
Рассмотрим подробнее. Завершение развития префронтальной коры головного мозга позволяет нам использовать максимальные возможности торможения, предвидения или анализа. Поэтому поведение гиперактивного подростка в 10, 15 лет и в его же 20 будет отличаться в сторону улучшения. Есть чем тормозить и анализировать, хоть и с особенностями. Труднее всего здесь родителям, которые берут на себя удар по воспитанию ребенка, которому объективно нечем себя стабилизировать, брать себя в руки или чувствовать ответственность за свое поведение.
Своевременная и именно адекватная коррекция позволяет сгладить острые негативные проявления в поведении, трудности в обучении и построении отношений. Дальше поговорим о видах возможной помощи гиперактивным детям и взрослым.
Пожалуй фактор семьи и отношений с ребенком будет являться одним из главных условий успешной компенсации симптомов в будущем у ребенка. Поскольку и в нейротипичном состоянии именно привязанность с родителями определяет отношение человека к самому себе. От родителей мы впервые узнаем и принимаем как догму какие мы — хорошие/плохие, умные/глупые, таланливые/бездарные и пр. Представьте, с чем сталкивается гиперактивный ребенок в процессе своего взросления, начиная от близкого окружения и заканчивая социальной средой (школы, детские площадки и пр)? Ему и так трудно, он истощается от внешних стимулов и внутреннего напряжения, но ему еще постоянно говорят о его неправильности. Доброе отношение к ребенку от близких, их любовь и поддержка создают эмоциональную основу для будущей биохимической компенсации. Это не забывается и прошивается в базовое отношение к себе и к людям, позволяющее уже взрослому человеку с СДВГ быть внимательным к своему состоянию и взаимодействию с окружающими людьми.
Теперь о стратегиях поведения при СДВГ, связанного в том числе с поломкой гена COMT.
Для детей и подростков:
Для взрослых будут аналогичные рекомендации и дополнительно:
Хорошая работа гена COMT помогает быть спокойным и стрессоустойчивым, быстро освобождаться от переживаний, создавать надежные и безопасные отношения. Люди с нарушением работы этого гена в разной степени имеют повышенную активность, им все время надо двигаться, достигать, расти, они захватываются идеей и готовы преодолевать трудности для ее реализации. У них повышенная обучаемость, высокая результативность, стремление к самореализации и неравнодушие.