Мужество сегодняшних родителей — вчерашних советских детей.

Мужество сегодняшних родителей — вчерашних советских детей.

Мы находимся на культуральном разломе в понимании взаимоотношений с детьми и сути воспитания. И этот разлом придавливает нас с двух сторон.

С одной стороны многие из нас, выросшие еще в советское время, вспоминают свое детство, как период неизбежной покорности и самостоятельного решения порой недетских проблем. Ребенку не положено было отличаться от нормы, привлекать к себе много внимания, не оправдывать своими успехами амбиций других людей. Драйверы «Радуй других» (как правило, за счет себя), «Не чувствуй» распознаётся у многих, кто прошёл советские сады и школы. И теперь, когда я от взрослых людей слышу, «мы себя так не вели, мы уважали взрослых» соглашаюсь с одной поправкой — мы боялись, а не уважали. Уважение — один из высших социальных конструктов, как и совесть, наличие которого зависит от вызревания у ребенка лобных отделов мозга. Знаете, когда они вызревают? К 25 годам. Они не развиты даже в 14, что уж говорить о 7-9 летних детях.

Страх и, как следствие, тихое поведение воспринимались, как уважение к действиям взрослых людей. Наши родители — первые послевоенные дети, неполучившие в большинстве историй опыта своей значимости для семьи. Для послевоенной страны самое главное было восстановление безопасности и общего содержания. Семья, как ресурс, как опора были отодвинуты на какой-то там план. Отсюда же столько романтических профессий, несвязанных с семейным проживанием, сады и школы интернатного типа.

Отношение к ребенку в этой ситуации складывалось по остаточному принципу и ему пришлось рано повзрослеть. Характерной чертой для этих уже взрослых является гиперконтроль, ощущение себя виноватым и страх стыда. В самой системе было и много хорошего для ребенка, были возможности для его развития. Я говорю об общем фоне отношения к детству, как к функции. Из ребенка делали человека. И делали это разные взрослые, не всегда с добрым отношением.

И с другой стороны (добралась до неё таки), мы принимаем некую совершенно иную правду и знание о детстве, отношениях и роли родителей. Мы стали говорить о том, что ребенок заслуживает уважения и любви без каких-либо желаемых качеств и заслуг с его стороны. Оказывается, что родители не являются распорядителями жизни своего ребенка и их задачи ограничены — дать, напитать, научить и отпустить. Клиентка, живущая в другой стране, рассказала мне, что воспитатели для дошкольников учат детей тому , «что к детям нужно подходить с добрыми руками». И для человека, выросшего в обесценивающей среде — это шок и непонимание (а что, так можно было?)

Мужество сегодняшних родителей в том, что они сами, на основе своих внутренних ресурсов и отношений, желания любви создают в себе другую модель родительства, не имея для этого запечатленного в детстве собственного опыта. А это крайне непросто и влечёт за собой много ошибок и срывов к прежним моделям. Но маховик запущен и со временем перемены произойдут и руки, протянутые к ребенку, будут добрыми.