«Опять позвонили из школы. Срывает уроки, задирается, отвлекает всех, на перемене подрался. Когда его выжили из детского сада, думала, что перерастет и к школе успокоится. Но вот ему 8 и ситуация только хуже. Я очень устала, не справляюсь. На него ничего не действует, пробовали все: разговоры, поощрения и наказания, ор, ремень, мои слезы. Все понимает, все время прощения просит и говорит, что не знает, как это вышло, что больше ни-ни. И опять заново уже на следующий день. Школу ненавижу, на собрания не хожу, не могу. Видимо придется оттуда перейти. Мне и стыдно, и больно, и страшно одновременно».
Знакомо? Описывая это, родители плачут. Они не понимают, чем еще можно помочь ребенку, ведь к врачам и священникам уже обращались. Ситуация эта распространенная и нарастающая, доступ к качественной медицине, группам помощи есть далеко не у всех. Родители в больших развитых городах и в отдаленных селах оказываются в разных условиях по возможности преодоления этих проблем. Но что точно их объединяет, так это неприятие окружающих (стигматизация), обвинения в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей и чувство вины. В нескольких статьях я хочу поговорить именно о родителях, об их нуждах и тревогах.
1. Вы перечитали тонны экспертных текстов о той симптоматике, которую наблюдаете у ребенка. Далее самостоятельно или от беспомощности обратились к медицине. Поскольку я не врач, то не имею никакой возможности рассуждать о правильности/неправильности методов коррекции, которые предлагают те же неврологи. Много спорного, безрезультатного. Изучив массу статей по медицинскому освещению описываемых симптомов, я выбрала для себя информацию от таких специалистов, как Elisey Osin и Елизавета Мешкова (Elizaveta Meshkova). В Телеграм они создали канал, где делятся знаниями, наблюдениями, открытиями и последними мировыми исследованиями в области детской (и не только) психиатрии. Пусть вас не пугает само слово «психиатрия», это далеко не всегда про диагноз, часто это про то, что диагноза как раз нет. Есть симптоматика, с которой можно работать и преодолевать.
2. Вы отвели ребенка на консультацию к психологу. Здесь возникает вопрос, какую цель вы ставите? Вы хотите, чтобы что?
Есть несколько причин, которыми руководствуются родители:
— «Поговорите с ним, объясните ему», иными словами почините, подправьте. Да, и у нас дедлайн – максимум две встречи. Не работает. Особенно, если вы сами с психологом работать не собираетесь.
— «Посмотрите на него, дайте обратную связь о том, куда нам двигаться, как решать». Хороший старт, особенно если это патопсихолог и вы намерены идти дальше. Изучите различия между психологом, психотерапевтом и психиатром. Общение с каждым из них поможет собрать целостную картину. Если у вас в близком доступе нет возможности обратиться к профильному специалисту, отвезите ребенка хотя бы на разовую консультацию туда, где такая возможность есть. Установление точки отсчета – уже начало пути решения.
3. Дальше начинается дорога, определенная той информацией, которую вы получили от специалистов из п.1,2. Коррекция, и/или медикаментоз или только работа над отношениями с ребенком и прием своих успокоительных. Предлагаю поговорить именно о родителях, каково им быть там, на передовой под арт обстрелом?
Как правило, родитель, решая все необходимые для развития ребенка задачи, упускает, игнорирует одну очень важную, способную наделить его силой и спокойствием – забота о себе. Когда говоришь об этом, то это вызывает реакции от удивления (а что, разве так можно, сейчас подходящее время?) до ужаса (ну как можно? что люди-то скажут?).
Проблема в том, что пока не в порядке вы, пока вам страшно, вы сгибаетесь от усталости и вины, вы не сможете оказать качественную поддержку и помощь своему ребенку. Тогда в чем смысл всего происходящего? Разве не для этого вы прошли огонь и воду? Как именно родитель может позаботиться о себе (вариант — уйти из дома и все бросить — при всем желании, рассматриваться не будет), я попробую изложить в следующей статье. Тяжело, когда слишком много букв.