Как жить с травмой привязанности

Как жить с травмой привязанности

Базовая привязанность человека — это спинной мозг психики, психологии и его личности. Это способ взаимодействия с самим собой, людьми и миром. Это витальная жизненная функция, позволяющая нам любить жизнь, находить смыслы даже в самых трудных ситуациях и развиваться.

Сейчас выделяют 5 основных типов привязанности — безопасная, тревожно-амбивалентная, избегающая, изолированная и дезорганизованная. Последние дополнения разделили избегающую и изолированную — первая про страх близости и общения, вторая про недостойность людей вокруг, чтобы с ними строить отношения. В чистом виде мы их не встретим, за редким исключением, а вот все наши запросы к психологу сводятся к бесконечному узору сочетаний сформировавшихся привязанностей с теми или иными людьми, генетикой и внешними факторами.

Травма привязанности (ТП) возникает тогда, когда ребенок не получает на себя позитивного отклика от родителей, когда не завладевает на начальном уровне их сознанием и любовью, когда не получает необходимых навыков проживания и переработки своих чувств. Тогда любая близость, напоминающая в определенный момент базовую, запечатленную опытом ребенка с его родителями, будет формировать реакцию «избегание неизбежного». И это порождает создание порочного круга импульсивного поведения «я хочу близости — я боюсь при этом своих негативных переживаний от близости — убегаю в безопасное место контроля и одиночества».

Признаками ТП являются:
— импульсивное, непоследовательное поведение;
— травматичный опыт, который никак не удается принять;
— любой вид зависимости и злость на попытки предложить помощь;
— соскальзывание, уход в себя, бурную деятельность или болезнь при любой попытке пережить избегаемые чувства;
— повторение сюжета со своими детьми с невозможностью остановить/исправить в себе то, что самому навредило в детстве;
— крайняя идеализация или обесценивание партнера, жизненных ситуаций, невозможность увидеть полутона;
— собственные дети не обращаются к человеку за помощью тогда, когда им нужна поддержка или утешение.

Это базовая поломка психологического генома, которая может усугубляться генетикой и внешней средой и тогда мы видим яркие проявления личностных расстройств (пограничное, нарциссическое, шизоидное, психопатическое). Или этой же средой нивелироваться, например, любящая бабушка и тогда можно выйти на высокофункциональный уровень проживания своей ТП. Вся последующая жизнь человека опирается на эту основу для взаимодействия с самим собой, людьми и миром.

ТП развивается из определенного контакта, отношений или их отсутствия, поэтому актуализируется, воспроизводится всегда там же. Получается, что есть потребность в близости, в общении, в соразделении опыта, но нет ресурса переработать то, как другой человек эту близость воспринимает, что в нее готов вкладывать или получать. Хочу контакта, но только на моих условиях, к другому не готов.

За время изучения нарушений привязанности и ее последствий для жизни человека появились способы, практики, помогающие не только поддерживать качество жизни, но и развиваться, доращивать себя до эмоциональной зрелости.

  • Для начала хорошо бы признать, что именно со мной происходит, что я человек, который каким-то особенным образом строит отношения, что это не про людей вокруг или про близость вообще, а про мой конкретный опыт. Я так интерпретирую контакт, потому что. И буду делать так всегда, пока не научусь включать осознанность раньше, чем включаются мои установки.

 

  • После появления «я такой» можно проявить к себе сочувствие, не обвинять, не спорить, не жевать свой пупок, а посмотреть на себя добрыми глазами на ту часть своей истории, где я был отвергнут.

 

  • Научиться видеть разницу между теми, кто меня использует или мной манипулирует от тех, кто проявляет ко мне относится искренне и так же предлагает помощь. Научиться, кусая себе руки по локоть, включаться в отношения не через сначала много-много отдать, потом испытать гнев и разочарование, а через баланс благообмена брать-отдавать. Отучиться от поведения, при котором постоянно чувствуешь себя использованным.

 

  • Записывать моменты возникающей тревоги тогда, когда другой пытается со мной сблизиться. Выбрать осознавать моменты, когда проявил заинтересованность в ком-то, но не встретил взаимности и испытал отверженность.

 

  • И еще раз, выбрать осознавать происходящее с собой, как факты, которые ничего в себе не несут и не являются плохими-хорошими, пока я сам не оценил их в своей голове. Все раннее, что произошло с нами в момент развития безусловно имеет над нами какую-то власть, но совершенно не ту, которую мы чувствуем взрослея. Мы можем выбрать не принадлежать прежним искаженным установкам, не отдавать власть над сознанием своим детским впечатлениям. Мы можем выбрать, решить быть тем, с кем нам хорошо.