Недостаток дофамина и СДВГ/СДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания/синдром дефицита внимания)

Недостаток дофамина и СДВГ/СДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания/синдром дефицита внимания)

Выявить взаимосвязь между этими двумя явлениями стало возможно благодаря активному нейропсихофизиологическому направлению в американских исследованиях. В России эти факты в существующем медицинском и психологическом мироустройстве только начинают приживаться, проливая свет на причины такого туманного и странного для родителей понятия, как СДВГ/СДВ у ребенка.

Не буду описывать суть и значимость дофамина, отмечу только, что этот нейротрансмиттер связан с нашей активностью, стремлениями к достижениям, вознаграждениям (в т.ч. зависимостям). При его избытке наблюдается такое состояние человека, при котором ему вообще ничего не надо от этой жизни – у него все есть, возможна и психиатрия. А вот определенный недостаток – стимул для движения, достижения, конкурирования, азарта к жизни. И тут возникает вопрос баланса и уместности.

Все те же исследования показали, что хоть дофамин и является важной составляющей предпосылок вышеназванных синдромов, но природа возникновения СДВГ и СДВ в этой связи различна. Характеристики гиперактивности при недостатке дофамина проявляются в импульсивности на фоне отсутствия или запаздывания тормозных процессов, повышенной активности с целью этот недостаток компенсировать, быстрое переключение на новые стимулы. Дефицит внимания наблюдается при «некачественной» работе дофамина, что отражается на сниженной активности рабочей памяти и внимания.

Расшифруем

При ненормативной выработке дофамина в состоянии ребенка наблюдаются следующие проявления:

  1. Возбуждение. Это существенная потребность, с помощью которой нервная система поддерживает необходимый уровень дофамина. Физическая активность, поиск приключений или «приключений». Это похоже на то, как петух с разбега вклинивается в толпу кормящихся кур, гусей с мыслью «будет весело, последствия? – не слышал про такое, потом разберемся». Крик, разборки, но цель достигнута – кураж зашкаливает.
  2. Торможение не успевает срабатывать вовремя или вовсе отсутствует. Дети с подобными характеристиками очень хорошо осознают последствия своих поступков, сожалеют о них, но…очень сильно после произошедшего. По этим причинам собственный негативный опыт детей не успевает в нужный момент донести до них мысль о том, что лучше этого не делать, т.к. Сначала делаю (здесь это равносильно живу), потом думаю.
  3. Быстрое переключение с методичной, рутинной деятельности (концентрация не уроках сюда относится). Все по тем же причинам. Для устойчивой концентрации на деятельности, не приносящей быстрого удовлетворения у ребенка буквально отсутствует возможность.
  4. Всплески агрессии. Это происходит благодаря теперь уже цепочке работы нейротрансмиттеров. Необходимо получить дополнительную порцию дофамина, но по какой-либо причине не получается, это воспринимается системой как стресс и на борьбу выходит норадреналин. Чем чаще проигрывается такой сценарий, тем короче и стабильнее становится нейронный путь от фрустрации до гнева с агрессивным поведением.
  5. В подростковом возрасте, если не сформировались возможности удовлетворять потребность в увеличении дофамина социально приемлемым способом (спорт, азарт от результатов учебы, хобби), существует большая вероятность удовлетворять это с помощью химических веществ (курение, алкоголь, наркотики), компьютерных или азартных игр, деятельности, сопряженной с повышенным риском для жизни.
  6. Дефицит внимания без гиперактивности распознается позднее, т.к до школьной поры ребенок был спокойным и даже местами удобным, а учебная нагрузка показала несоответствие нормативных ожиданий от реальных возможностей ребенка. В данном случае у нервной системы просто не хватает энергии на обработку всех сложных процессов, которыми дополняется жизнь в процессе школьного обучения.

 

С возрастом, сопровождающимся развитием высших мозговых структур, происходит определенная корректировка за счет пусть и запаздывающих, но все-таки появляющихся во внутреннем плане подростка таких новшеств, как контроль, планирование, прогнозирование, установка на цель. Но недостаток остается недостатком в любом возрасте. Взрослого человека с дефицитом дофамина можно узнать по повышенной потребности в физической деятельности, различных зависимостях (от успехов, достижений и покорений тоже). Но здесь есть большое преимущество – недостаток может стать конкурентным достоинством и способом наполнить свою жизнь множеством полезных и ярких событий. У взрослого появляется выбор, у ребенка его еще пока нет.

Иными словами, перспектива может быть очень привлекательной, важно только показать реальные способы, как и почему можно/нужно делать правильный выбор в способах увеличения порции дофамина. Крик на такого ребенка, применение по отношению к нему насилия или любых других деструктивных мер воздействия – прямая дорога к зависимостям, разрушающим его жизнь. А что делать и как быть в данной ситуации – тема отдельной статьи.