Выявить взаимосвязь между этими двумя явлениями стало возможно благодаря активному нейропсихофизиологическому направлению в американских исследованиях. В России эти факты в существующем медицинском и психологическом мироустройстве только начинают приживаться, проливая свет на причины такого туманного и странного для родителей понятия, как СДВГ/СДВ у ребенка.
Не буду описывать суть и значимость дофамина, отмечу только, что этот нейротрансмиттер связан с нашей активностью, стремлениями к достижениям, вознаграждениям (в т.ч. зависимостям). При его избытке наблюдается такое состояние человека, при котором ему вообще ничего не надо от этой жизни – у него все есть, возможна и психиатрия. А вот определенный недостаток – стимул для движения, достижения, конкурирования, азарта к жизни. И тут возникает вопрос баланса и уместности.
Все те же исследования показали, что хоть дофамин и является важной составляющей предпосылок вышеназванных синдромов, но природа возникновения СДВГ и СДВ в этой связи различна. Характеристики гиперактивности при недостатке дофамина проявляются в импульсивности на фоне отсутствия или запаздывания тормозных процессов, повышенной активности с целью этот недостаток компенсировать, быстрое переключение на новые стимулы. Дефицит внимания наблюдается при «некачественной» работе дофамина, что отражается на сниженной активности рабочей памяти и внимания.
При ненормативной выработке дофамина в состоянии ребенка наблюдаются следующие проявления:
С возрастом, сопровождающимся развитием высших мозговых структур, происходит определенная корректировка за счет пусть и запаздывающих, но все-таки появляющихся во внутреннем плане подростка таких новшеств, как контроль, планирование, прогнозирование, установка на цель. Но недостаток остается недостатком в любом возрасте. Взрослого человека с дефицитом дофамина можно узнать по повышенной потребности в физической деятельности, различных зависимостях (от успехов, достижений и покорений тоже). Но здесь есть большое преимущество – недостаток может стать конкурентным достоинством и способом наполнить свою жизнь множеством полезных и ярких событий. У взрослого появляется выбор, у ребенка его еще пока нет.
Иными словами, перспектива может быть очень привлекательной, важно только показать реальные способы, как и почему можно/нужно делать правильный выбор в способах увеличения порции дофамина. Крик на такого ребенка, применение по отношению к нему насилия или любых других деструктивных мер воздействия – прямая дорога к зависимостям, разрушающим его жизнь. А что делать и как быть в данной ситуации – тема отдельной статьи.